XXI век (2000—2013)

Двадцать первый век в Формуле 1 начался с бенефиса команды Феррари. Знаменитый всем и каждому Михаэль Шумахер на своём красном болиде с 2000 до 2004 года становился чемпионом, а его команда ни разу не осталась без Кубка конструкторов. Кроме этих пяти титулов Михаэль становился быстрейшим ещё и в 1994-1995 годах, выступая в составе команды Benetton. В Формуле 1 ведётся многочисленная статистика, большая часть рекордов в которой принадлежит именно Шумахеру.2002 и 2004 года ознаменованы абсолютным доминированием итальянской команды. В спортивном регламенте, после подобной гегемонии, произошли многочисленные изменения.

211

Существенные изменения, вносимые FIA в регламент, в начале двадцать первого века, не сразу принесли свои плоды. Формат квалификации с 2002 года был изменён целых четыре раза. 2005 год принёс с собой наиболее существенные изменения. Моторы теперь должны были преодолевать не одно, а целых два Гран-при, вместе со свободными заездами. Кроме того, гонка подразумевала невозможность смены резины. После окончания квалификации в баках болидов должно было остаться топливо, позволяющее проехать первый гоночный отрезок.

213
В целях безопасности, а это значит, ради снижения скоростей, были внесены многочисленные изменения, которыми пытались увеличить количество обгонов и повысить зрелищность королевских гонок. Внесённые изменения далеко не всегда приводили к желаемым последствиям. В частности, один комплект резины на всю гонку стал попросту катастрофой. Болиды изнашивали его на столько, что само их пребывание на трассе становилось опасным.

212

Это счастливое, для Феррари, время ознаменовано многочисленными скандалами. Все поклонники Формулы 1 помнят Гран-при Австрии, проведённое в 2002 году. Тогда лидирующему Рубенсу Баррикелло по радио был отдан приказ пропустить, идущего на втором месте, Михаэля Шумахреа. Сделано это было ради того, что бы упрочить позиции лидера команды в погоне за чемпионским титулом. Среди зрителей, как и стоило ожидать, это вызвало бурю негодования. Именно в это время командная тактика была запрещена. Разрешили её вновь лишь в 2011 году, когда этот запрет стало слишком сложно реализовывать на практике.

214

Шинный скандал, произошедший в 2005 на Гран-при США, был обусловлен деффектом, допущенным компанией Michelin. Он мог привести к трагическим последствиям, в связи с чем все клиенты шинника отказались от участия в гонке. Из-за того, что команды не смогли найти компромисс, на трассы вышли лишь шесть болидов, которые и решили всё между собой.

 

McLaren F1 Launch

Команды длительное время были недовольны тем, как распределяются доходы от проведённых Гран-при и постоянными изменениями в техническом регламенте. Росло напряжение между руководством гонок и производителями, которое достигло своего пика после шинного скандала. Часть автопроизводителей серьёзно задумалась над организацией собственного чемпионата мира, который бы проводился без участия FIA.

217

2006 это го отказа от десятицилиндровых двигателей с объёмом в три литра, звук которых оглушал болельщиков. Именно они более десяти лет, начиная с 1995, неустанно служили пилотам. Им на смену пришли восьмицилиндровые аналоги, объём которых ограничивался 2,4 литра.

216

Принципы распределения доходов начали пересматриваться в 2006 году. Это несколько поубивало пыл команд, которые до этого были настроены крайне негативно. Новые владельцы коммерческих прав на королевскую серию — CVC Capital Partners сделали всё от них зависящее. А FIA, в свою очередь, объявила о жёстких требованиях, предъявляемых к командам, начиная с 2008 года. Командам дали лишь неделю на то, что бы подтвердить своё участие в чемпионате, и до 1 апреля 2006 года это сделали все одиннадцать.

112
Не стоит полагать, что после этого все зажили в мире и спокойствие. В 2009 году разгорелся новый скандал. Макс Мосли планировал внести существенные ограничения в бюджеты команд, и остановить их на планке в сорок миллионов долларов. Таким титанам гонок, как Ferrari, чьи бюджеты оцениваются не одной сотней миллионов долларов, такие ограничения были совершенно ни к чему. Ввести ограничения он хотел, начиная с 2010 года.

218

Кроме этого, безумный план Мосли предполагал, что команды, согласившиеся ограничить своё бюджет сорока миллионами, получали настолько существенные поблажки в техническом плане, что в их победе можно было не сомневаться. Им гарантировалось неограниченное количество тестовых дней и возможность беспрепятственно заменять двигатели необходимое количество раз.

111
Многие крупные производители заявили о своём отказе участвовать в Формуле 1 2010 года. Все десять команд, принимавшие участие в гонках того времени, были недовольны подобными изменениями в регламенте. Лишь при условии сохранения прежних правил, десять из команд подали заявки на этот год. В течение длительного времени страсти вокруг Макса Мосли не утихали, а команды вели закулисную войну с дирекцией гонок.

215

В конечном счете, все крупные производители выразили своё желание покинуть Формулу 1 и создать независимый чемпионат, который был бы свободен от влияния FIA, тогда как дирекция королевских гонок стала принимать заявки на участие от молодых команд, которые согласились придти на смену ведущим концернам. Подобные изменения непременно бы привели к катастрофическому падению интереса к Формуле 1. В результате Мосли согласился подать в отставку и 2009 год стал для него последнем в качестве президента FIA. Жан Тодт стал новым главой гоночной ассоциации. Некогда он руководил Ferrari и обошёл некогда знаменитого раллиста Ари Ватанена в борьбе за кресло.


ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!