Рождение Формулы 1 (1950-1980)

Первый в истории чемпионат мира по автогонкам в классе Формула 1 состоялся в далёком 1950 году. Он ознаменовался победой Альфа Ромео, за рулём которой чудеса пилотирования демонстрировал итальянец Джузеппе Фарина. Его напарник из Аргентины по имени Хуан-Мануэль Фанхио финишировал прямо позади него, однако в следующие семь лет, он становился чемпионом мира целых пять раз. По числе чемпионских титулов Фанхио длительное время оставался рекордсменом, а его гоночное мастерство до сих пор считается по-настоящему выдающимся. Его ставят рядом с самыми великими пилотами Формулы 1 за всю её историю.

загруженное (1)

Гоночную программу Альфа-Ромео было решено свернуть уже после первых успехов. В это время ФИСА выпускает новые правила, которые должны были повысить безопасность пилотов, а так же снизить скорости болидов. Вступали в действие они с 1954 года. Однако правила эти никому не пришлись по вкусу. В связи с этим, количество желающих, принять участие в Формуле 1 было настолько низким, что организаторы отменили её проведение, начиная с 1952 года. Чемпионат мира в это время проходил по регламенту Формулы 2.

77415

Технологических новшеств в Формуле 1 было предостаточно, однако первым из них стали заднемоторные болиды, выпускаемые компанией Cooper Car Company. До них подобные эксперименты уже ставились командой Auto Union, но принципы управление болидов, конструкции Фердинанда Порше, оказались крайне сложными. В свою очередь в Cooper T43-T51 эту проблему решили, а их сильной стороной стала, как раз таки, управляемость. Однако слабость мотора не позволяла им на равных бороться с конкурентами. В 1959 и 1960 году пилот Джек Брэбем, который выступал за Cooper, завоевал титулы чемпиона мира. И уже к следующему году всю команды приняли логичное решение перейти на заднемоторные автомобили.

загруженное

Подобному решение, в некоторой степени, способствовали изменения регламента. Даже учитывая, что в 1954 году двигатели были доведены до объёма в два с половиной литра, однако лишены надува, их мощность всё ещё превышала триста лошадиных сил. В связи с этим дирекция Формулы 1 приняла решение более существенно ограничить конструкторов. Не смотря на то, что двигатели в королевских гонках опустились до отметки в полтора литра, отменять их не стали, даже учитывая, что вторая формула использовала такие же. Ещё одним нововведением стало сокращение дистанции с пятисот до трёхсот километров. Трёхчасовые гонки на безумных болидах, в которых отсутствовал усилитель руля, выдерживали далеко не все пилоты. В это время и были разработаны тесные кокпиты, в которых гонщики, фактически, лежали. Мощность двигателей упала ниже отметки в двести лошадиных сил, и это заставило инженеров внести существенные изменения в аэродинамику.

images

1958 год ознаменовался началом эпохи доминирования англоговорящих пилотов. Они держали пальму первенства вплоть до 1969 года. Чемпионами в эти годы становились: Майк Хоторн, Грэмм Хилл, Джеки Стюарт, Джимми Кларк и Джон Сертис из Британии, Джек Брэбем из Австралии, Дэнни Хьюм и Новой Зеландии, а так же Фил Хилл из Америки.

загруженное (2)

Одной из величайших команд в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века, была Лотус. В 1962 году именно её конструкторы решили применить концептуально новое техническое решение, которое привело к возникновению монолитного монокока. Идея эта пришла из авиационной промышленности. Кроме того в это же время было решено использовать дуги безопасности, которые в случае аварии, могли бы предохранить голову пилота от серьёзных травм. ФИСА к 1966 году, наконец осознала, что уменьшение мощности нисколько не снижает риски, которые несут пилоты. В связи с этим были разрешены более мощные агрегаты. Теперь, с надувом двигатель мог достигать объёма в полтора литра, а без него — три. Это дало возможность маленьких командам, которые ранее не имели возможность продемонстрировать себя, попасть на большую сцену. Кроме правил, неплохую помощь в этом оказала и компания Cosworth. Её были выпущены очень надёжные восьмицилиндровые двигатели объёмом в три литра. Но конструкторы Лотуса не останавливались на достигнутом, и в 1968 году болид был украшен цветами компании Imperial Tobacco. Это привело к началу эпохи спонсорства в королевских гонках.

71-1

Эволюция болидов Формулы 1 привела в итоге к осознанию крайне высокой степени важности прижимной силы для дальнейшего повышения скоростей. Аэродинамические элементы, в основном антикрылья, подвергались серьёзным испытаниям и конструкторы, как могли, их модернизировали. Опять-таки, именно Лотус, в конце семидесятых, положил начало использованию такого явления, как ground effect. Оно основано на увеличении прижимной силы, за счёт разрежённости воздуха, находящегося под днищем болида. Именно это позволяет пилотам проходить повороты на столь высоких скоростях. Подобное явление вскоре стали применять абсолютно все, однако в 1983 году FIA, как и следовало ожидать, запретило его использование.


ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!